Универсальная лексическая система

Язык - родина и вместилище красоты и смысла, сам начинает думать и говорить за человека и весь становится музыкой, не в отношении внешнего слухового звучания, но в отношении стремительности и могущества своего внутреннего течения. Тогда подобно катящейся громаде речного потока, самым движением своим обтачивающей камни дна и ворочающей колеса мельниц, льющаяся речь сама, силой своих законов создает по пути мимоходом, размер, и рифму, и тысячи других форм и образований ещё более важных, но до сих пор не узнанных, не учтенных, не названных. Б. Пастернак, «Доктор Живаго»

Наиболее важное задание будущего, которое стоит перед человечеством – это ускоренная интеграция на уровне социальных групп для обеспечения мира и спокойствия на планете. Цель объединения состоит в устойчивом духовном развитии всех людей. На пути объединения существует много преград, одной из которых является языковый барьер. Каждый осознанный человек может сделать шаг вперед – выучить хотя бы один иностранный язык.
Задача практического овладения иностранным языком требует поиска путей совершенствования как методики обучения речевым умениям, так и большого внимания к организации языкового материала. В методической литературе получил освещение ряд вопросов, связанных с работой над лексикой. Однако существует ряд проблем в формировании лексических навыков, необходимых для говорения.
Мы предлагаем универсальную лексическую систему (УЛС) как способ формирования лексических навыков на первых этапах освоения иностранных языков для формирования интегрального лексического фундамента. УЛС базируется на прочном фундаменте общих законов, которые достаточно хорошо изучены и описаны философами (Аристотель, Г. Гегель, Э. Кант, Ф. Энгельс и др.[1]). Алгоритм действия этих законов может быть представлен в таком виде (см. рис. 1):

рис. 1

УЛС организована в соответствии с данной схемой. Рассмотрим поэтапно ее каждый уровень. Так устроен наш мозг, что мы лучше понимаем сущность любого понятия, если знаем его противоположность. Например, если мы хорошо разбираемся в рефракции света, то значение понятия «интерференция» мы лучше запомним, зная, что это - противоположное понятие рефракции. Таким образом, на первом месте после базового слова (начало отсчета в заданной системе координат) должен стоять антоним. Закон единства и борьбы противоположностей создает противоречия в процессе мышления, что проявляется в языке, как проекции мышления в материальном мире, через существование противоположных понятий и соответственно слов (в лексикологии – антонимы); а в фонетике – гласные и согласные буквы. При коммуникации полярность проявлена в вопросах и ответах, утвердительных и отрицательных предложениях.
«Подобно тому, как шахматная игра целиком сводиться к комбинированию положений различных фигур, так и язык является системой, исключительно основанной на противопоставлении его конкретных единиц» [2].
Наше сознание очень четко различает полярность значений языковых единиц. Процесс мышления, и соответственно, акт речи, будучи тесно связанными между собой, начинается с противопоставления образов и закрепленных за ними языковых единиц. Антонимы присутствуют в любом языке, и это свидетельствует, во-первых, о сходстве мышления любого представителя планеты Земля, а во-вторых, дает первую устойчивую взаимосвязь в сознании между антонимичными лексическими единицами.
Следовательно, в УЛС (алгоритме запоминания иностранных слов) предусматривается сочетание первых двух слов по принципу полярности.
Следующий закон – это закон преемственности и подобия. С нашей точки зрения, в любом языке он проявляется в этимологии словоформы. (Этимология гр. etymon – истина, logos – учение, - определение происхождения слова и его родственных отношений с другими словами этого же языка либо других языков). То есть, на втором месте в УЛС должна стоять словоформа, от которой происходит данное слово.
Развитие, в том числе, языка никогда не начинается с абсолютно «чистого листа» и не происходит на пустом месте. Любая система в своём развитии базируется на прошлом опыте. Для языка сохраняются те же самые закономерности; факт его развития неоспорим. Очевидно, что нельзя рассматривать язык только с позиции структуры, пренебрегая динамикой, которая включает триединство: прошлое – настоящее – будущее, подсистема – система – надсистема (см. рис. 2).

рис. 2 Системные взаимосвязи

Преемственность тесно связана со свойством нашего мышления опираться на накопленный опыт, содержащийся в памяти. В сознании возникают взаимосвязи между образами (словами) прямого или ассоциативного характера. «Отношения, по которым эти слова объединяются, де Соссюр называет ассоциативными отношениями». Изучение лексики иностранного языка на первом этапе требует развития именно ассоциативного типа мышления. Следовательно, на втором месте должно стоять однокоренное слово или слова.
Закон причинно-следственной обусловленности (закон сохранения энергии) – это сила, которая сохраняет гармонию во взаимодействии полярных начал и поддерживает причинно-следственные взаимосвязи. Что касается языка, то еще в середине прошлого столетия выдвигалось предположение, что «в языковом сознании каждого человека заданы не только единицы его родного языка и их структурные связи, но также вероятностно-статистические характеристики этих единиц» [3]. Структурными единицами языка являются фонемы, слова, словосочетания, предложения. Когда разговаривает носитель языка, он не задумывается над тем, как связать буквы, слова, словосочетания. Взаимосвязи находятся на подсознательном уровне – работает закон сохранения причинно-следственных связей. Эти взаимосвязи человек вбирает, благодаря поэтапному накоплению языкового опыта – работает закон преемственности и подобия. Таким образом, на третьем месте в УЛС должна находиться конструкция, которая выражает взаимосвязанность – наиболее употребляемое словосочетание или фразеологический оборот, дающий проникновение в глубинный социокультурный слой языка.
Закон цикличности проявляется как беспрерывное чередование активной и пассивной фаз: инволюции и эволюции, анализа и синтеза. Язык состоит из совокупности звуков (знаков) - анализ, которые несут определенную информацию – синтез. Речевой процесс – это чередование активной фазы – произнесения и пассивной – слушания, восприятия. Когда мы выстраиваем взаимосвязи на уровне лексических единиц между двумя языками, то в этом случае иностранное слово должно вызывать ассоциацию или образ, либо словоформу-перевод на родной язык. Таким образом, на четвертом месте в УЛС должен даваться перевод слова на родной язык. Пятый закон – закон альтернативности (закон свободы выбора). На пятом по порядку месте в УЛС нужно приводить слова-синонимы на языке, который изучается. Синонимы выделяются по общности предметного значения (предметное значение совпадает с объемом значения слова). Синонимы как однополевые категориально идентичные словарные единицы, совпадающие по объему в одном или нескольких словарных значениях, также дают устойчивую взаимосвязь.
Таким образом, используя УЛС и проходя поэтапно 5 всеобщих законов, человек, который изучает иностранный язык, формирует в своем сознании устойчивые взаимосвязи естественного характера, глубоко познает внутреннюю логику изучаемого языка, активизирует работу речевых центров головного мозга.
Приглашаем всех заинтересованных к сотрудничеству, личной и коллективной апробации в изучении английского и французского языков, а затем и обучению данной методике в своих регионах .
К.Ю. Орехов, сотрудник Института развития нестандартного мышления МНШУ (e-mail: nutoff@mail.ru, сайт www.leksi.com.ua). Литература: 1. Курбатов В.И. История философии. Конспект. – Ростов-на-Дону, 1997. 2. Ф. де Соссюр, - Труды по языкознанию, М.: 1977г. 3. Статистика речи, - сборник работ академии наук СССР, - Л.: Наука, 1967.

С нами вы повысите свой уровень владения английским!

  • Эффективное обучение по универсальной лексической системе

  • Индивидуальный подход к каждому
  • Проверено временем: 10 лет успешного преподавания
  • Никакой зубрежки

Определите свой уровень знаний

Этот предварительный тест определит, насколько хорошо вы говорите по-английски или по-французски.

Выберите предпочтительный язык и нажмите кнопку
«начать тест»

Первое занятие - бесплатно!
Вам всего лишь нужно отправить заявку или позвонить нам по телефону.
Мы согласуем время посещения и за 45 минут вы убедитесь в эффективности нашего курса!

Запись на курс

Вы хотите говорить на: